
Мажорные тональности находятся в разной степени родства между собой. Некоторые из них различаются друг от друга только одним звуком, а в других нет ни одной общей ноты. Рассмотрим гаммы до мажор и ре мажор. В гамме до мажор нет знаков альтерации, а в тональности ре мажор вместо ноты «фа» присутствует «фа диез», а вместо «до» - «до диез». Таким образом, гамма до мажор и гамма, отстоящая от нее на один тон вверх, имеют 5 общих звуков (ре, ми, соль, ля, си) и 2 разных (пример 1).

А вот гамма до диез мажор, отстоящая от до мажора всего на полтона вверх, вообще не имеет с последней ни одного общего звука. В этом можно убедиться, если посмотреть на пример 2. Родственность тональностей определяется количеством общих звуков в их составе, которое может быть равным нулю, как в гаммах до мажор и до диез мажор, или колебаться от одного до шести, как в других гаммах.

Наибольшей степенью родства обладают тональности, которые отстоят друг от друга на интервал квинту вверх или вниз. По отношению к до мажору такими гаммами будут соль мажор (отстоит на квинту вверх) и фа мажор (отстоит на квинту вниз). С этими гаммами до мажор будет иметь 6 общих звуков и один разный. До мажор и соль мажор будут отличаться на звук фа диез, а до мажор и фа мажор будут отличаться на звук си бемоль. Такие родственные тональности имеют один общий тетрахорд (четыре звука, стоящие рядом). Посмотрите, как это изображено на примере 3. Верхние четыре звука гаммы фа мажор будут общими с нижними четырьмя звуками до мажора, а верхний тетрахорд до мажора будет общим с нижним тетрахордом соль мажора.

Мы можем далее спускаться на квинту вниз или подниматься на квинту вверх, продолжая цепочку: соль мажор будет родственна ре мажору (квинта вверх) и иметь с ним 6 общих знаков, ре мажор – ля мажору и т.д. Какое практическое значение имеет родство тональностей? Это имеет значение при модуляции (переходе из одной тональности в другую), подборе по слуху, когда необходимо услышать и подобрать такую модуляцию, обработке музыкального произведения, аранжировке, гармонизации и т.д.