Лови вдохновение слушая...
название трека и исполнитель

Александр Докшицер: талант-самородок.

Александр Докшицер в молодости

Нужна ли таланту теория музыки?

Имя Александра Тимофеевича Докшицера – талантливейшего музыканта, виртуозно владеющего скрипкой, ударными и всеми видами духовых инструментов, на рубеже 19-20 века было хорошо известно в России всем любителям музыки. Это был настоящий «человек-оркестр», в руках которого оживали самые разные музыкальные инструменты, и даже те, которые он смастерил своими руками. Кроме того, он создал собственный духовой оркестр, которым руководил на протяжении нескольких десятилетий. И все это не вызывало бы столь бурного восхищения, если бы не один показательный факт: талантливый музыкант, руководитель солидного духового оркестра не имел ни малейшего представления о нотной грамоте!

Детство музыканта

Причина этому объяснима: Александр рос в бедной многодетной семье. Несмотря на то, что родители рано заметили, что мальчик необычайно талантлив, позволить себе оплачивать музыкальное образование сына или даже купить ему самый простой инструмент они не могли. Но семейные трудности нисколько не уменьшили тягу ребенка к музыке: Александр стал мастерить инструменты сам и потихоньку учился играть на слух. Будучи еще школьником, он уже играл в небольших музыкальных коллективах на свадьбах, городских праздниках, в кино на сеансах немых фильмов.

Достижения

Позже молодой одаренный музыкант собрал коллектив единомышленников и создал полноценный духовой оркестр. Коллектив быстро приобрел известность, исполняя знаменитые классические произведения и популярные пьесы. Инструментовки для своего оркестра Александр делал самостоятельно. Кроме того, в репертуаре оркестра было несколько произведений, которые Докшицер сочинил сам.

А теперь представьте, каких творческих высот мог бы достигнуть этот талантливый самородок, если бы овладел нотной грамотой? Да и за примерами далеко ходить не надо: сын Александра Докшицера Тимофей, еще в детстве получивший возможность учиться музыке и получивший впоследствии высшее музыкальное образование, стал всемирно знаменитым трубачом, профессором консерватории, дирижером духового оркестра и автором десятков пособий по игре на духовых инструментах.

Этот пример убедительно показывает, что даже щедро одаренный музыкант ограничивает свои возможности незнанием теоретических основ музыки. И наоборот, владение нотной грамотой и теорией открывает перед ним бесконечные горизонты и возможность полной самореализации.