Как обозначаются в нотной записи
Вы заметили, что ноты выглядят по-разному? Есть черные, белые, с хвостиками и без, некоторые объединены в пары. Это принятые обозначения длительности нот.
Ведь ноту можно нажать и отпустить, тогда звук получится совсем коротким, а можно нажать и держать, тогда он будет длиться дольше. Если в произведении не соблюдать длительности, то оно может стать вообще не узнаваемым. Так что с этим понятием ознакомиться необходимо. Это не сложно:).
Сядьте за инструмент, нажмите любую ноту и ровно досчитайте до четырех. (кто забыл, как считать – раз, два, три, четыре). Отпустите клавишу. Поздравляю! Вы только что сыграли целую ноту! Такая нота записывается вот так:
А вот это - целая пауза. Ее длительность такая же , как у целой ноты - четыре счета.
Продолжаем считать до четырех и попробуем сыграть половинную ноту. Четыре разделить пополам это будет два. Так что считаем до двух и отпускаем клавишу, снова нажимаем ее и досчитываем недостающие три-четыре. Вот как эта половинная нота будет выглядеть:
Вы заметили, в чем разница между обозначением целой и половинной ноты? Целая нота немного приплюснутая и без палочки.
Половинная нота чуточку другой формы и с палочкой. Посмотрите внимательно, чтобы запомнить и не путать их. Сравните целую и половинную паузы. Вы видите различие? Они похожи, но все-таки различить можно. Если приглядеться, то они обе похожи на шляпы с полями. Когда пауза длинная, можно успеть снять шляпу, как бы здороваясь. (видите, шляпа вниз головой, как бы в руке у здоровающегося человека). А когда пауза половинная, здороваться некогда, пусть лежит себе на голове.
Дальше у нас четвертная нота. На каждый счет нажимаем клавишу. Получается так:
Раз-два-три - играем три раза ноту, на счет четыре будет четвертная пауза. Ее ни с чем не перепутаешь:)
Четвертная нота, в отличие от целой и половинной закрашена полностью.
Восьмая нота наполовину короче, чем четвертная. Это значит, что нужно играть по две ноты на один счет. Для удобства можно (и нужно) считать так:раз-и-два-и-три-и-четыре-и. Чтобы отличать эту ноту, ее рисуют с хвостиком:
На рисунке восьмая нота, восьмая пауза и две восьмых ноты, соединенные между собой (видите,они соединились хвостиками)
Есть еще шестнадцатые:
и тридцать вторые:
Их пока мы трогать не будем.
Теперь, когда мы узнали длительности нот и их расположение на нотном стане, мы можем играть простенькие мелодии. Например, чижик-пыжик из прошлого урока (ведь вы поняли, что это был Чижик-Пыжик?) выглядит так:
Поиграйте простые мелодии с первых страниц учебника для первого класса. Только те, в которых предусмотрена игра попеременно правой и левой рукой. В следующем уроке мы начнем учиться играть обеими руками одновременно. Скажем честно - это самое сложное.
У нас все впереди, ждите новых уроков, а пока - тренируйтесь! Успехов!